«Вий 3D»: новое прочтение повести Гоголя

Смекалистый француз стал прототипом для героя фильма — легкомысленного британского подданного Джонатана Грина, который бесчестит дочь местного аристократа. Забеременев, она не прочь выйти замуж за обольстителя, но тот к серьезным отношениям пока не готов и, дабы доказать потенциальному тестю свою состоятельность, отправляется в малоизученные Карпаты для восполнения картографических пробелов.

«Вий 3D»: новое прочтение повести Гоголя

Попав в славянские земли, беспечный Джонатан подвергается нападению стаи инфернальных волков и встречается с напуганными бурсаками, вкратце излагающими ему сюжет гоголевского «Вия». Но позитивист Грин настроен скептически и, несмотря на первые столкновения с нечистью, не спешит доверять «бабьим побасенкам», пытаясь во всем разобраться сам. Его расследованию всячески препятствует местный православный батюшка Паисий (Андрей Смоляков), а союзником становится молодой хуторянин Петрусь (Алексей Чадов)...

Совмещение нескольких сюжетов предопределило замысловатую композицию фильма, коллизии которого раскрываются по принципу матрешки. Путевые заметки Грина фиксирует голубиная почта, корреспонденцию которой перехватывает бдительный отец его невесты. События повести Гоголя, в свою очередь, поданы в виде устных сказаний — и только в самом конце будет ясно, являются они реальностью или плодом воспаленной фантазии. Недаром в жанровом отношений новый фильм Олегу Степченко ближе к лихо закрученному детективу, нежели к мистическому триллеру.

Последнее обстоятельство обусловило особенности спецэффектов, которые то пугают, то веселят. «Вий 3D» оказался настоящим долгостроем. Съемки ленты длились почти девять лет — за это время успела тяжело заболеть принимавшая участие в съемках Нина Русланова, и умереть Валерий Золотухин, сыгравший небольшую, но значимую роль здравомыслящего казака Явтуха. Соответственно, у Степченко сотоварищи было время для того, чтобы соорудить 3D-эффекты, за которые не стыдно (особенно впечатляет летящий прямо в зрителей топор) и выстроить настоящий украинский хутор. Зловещая церковь на горе сделана, правда, не по православным канонам, но упрек одного из критиков, что в ней не могло быть скульптур, тоже несостоятелен.

«Вий 3D»: новое прочтение повести Гоголя

Увы, под этой вкусной оболочкой скрывается достаточно горькая начинка. Больше всего вопросов вызывает священник Паисий, который во всех отношениях ведет себя, как настоящий мракобес, устроивший у себя в подвале настоящую пыточную комнату с внушительным арсеналом пыточных орудий инквизиции. Может быть, для униатов подобное поведение служителей культа и казалось привычным, но тогда создателям фильма нужно было делать на этом особый акцент, а не возводить поклеп на всех представителей восточной Церкви.

Главным антагонистом отца Паисия в фильме предстает рационалист Грин (Джейсон Флеминг), несущий, якобы, темным славянам свет Просвещения. Для Олега Степченко, ориентированного на Голивуд и европейский рынок, такой расклад более чем логичен, но из-за этого «Вий 3D» низводится до уровня какой-то плоской прозападной агитки. К чему приводит эскалация подобных настроений, мы уже видим по деятельности «героев» Майдана. «Цивилизованные» украинцы развязали кровавую бойню, в то время как прибывшие в Киев Дары Волхвов практически никого не интересуют.

«Вий 3D»: новое прочтение повести Гоголя

Кадр из фильма «Вий 3D»

Правда, финале «Вия» все же содержится слабый намек на вмешательство в события картины Божьего промысла. Но сделано это очень неуверенно — будто бы Степченко опасается быть превратно истолкованным заокеанскими коллегами.

Фото с сайта kinopoisk.ru

Вам также может понравиться ...